ДIАКОННИКЪ
http://www.deacon.ru/community/

Пепел после сжигания записок
http://www.deacon.ru/community/viewtopic.php?f=20&t=2388
Страница 1 из 2

Автор:  Евгений Сергеевич [ 04 окт 2011, 16:42 ]
Заголовок сообщения:  Пепел после сжигания записок

Добрый день, уважаемые отцы и братья!
Вопрос у меня такой: куда деваете пепел после сжигания записок?
У нас для сжигания записок используется бочка, которая стоит на улице. После сжигания пепел сбрасываем в вырытую яму и накрываем деревянным щитом. Но яма заполняется, причем довольно быстро, т.к. кроме записок в бочку кидают и др. предметы с алтаря, как то: пластиковые бутылки из под лампадного масла, книжки, которые приносят на сжигание прихожане, и даже, к сожалению, иконки, которые эти же прихожане приносят также на сжигание. Не рыть же ямы постоянно, а то так всю территорию храма перекопаем. В реку сбрасывать тоже не вариант - экологи этого не простят. Поделитесь опытом, кто как решает эту задачу/проблему?

И еще попутный вопрос: помимо бумаги на алтаре накапливается и небумажные отходы - пластиковые, стеклянные бутылки и т.п. Конечно и сор в храме не дОлжно бросать с небрежением и куда попало, как говорил Серафим Саровский, но все же сжигать небумагу - это перебор по-моему. Подскажите, куда деваете стекло/пластик с алтаря? Просто на помойку или есть какие-то заповедные места?

Автор:  Архидиакон Стефан [ 04 окт 2011, 20:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Православное шаманство какое-то. Откуда вообще взялась эта ерундистика? Ну ладно записки - тут уже никого ни в чем не переубедишь. Но бутылки?? В мусор это всё, в обычный простой мусор. Если кто-то искушается тем, что "ах, на них же священные изображения, благословение святейшего и софринский логотип", то благословить ему ежедневно приходить и отскребать, отдирать, отрывать сии святости от стеклотары и пластика и с молитвою потреблять (молитву может Mgr составить). Если кто-то думает, что через выбрасывание в обычный мусор, скажем, церковного календаря, где есть священные изображения и имена святых (не чета запискам с именами грешников), он совершает некий грех, то пусть смело возлагает его на производителя этой продукции, который нисколько не парится по поводу тех проблем, которые он создаёт немощным разумом людям.
И не надо, прошу вас, приплетать сюда Серафима Саровского.

Хотя, конечно, надо строить православный мусоросжигательный завод и обязать все епархии поставлять туда православный мусор по разнарядке, чтоб завод не простаивал.

Автор:  Максим [ 04 окт 2011, 21:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Ну, кроме оберток от свечей есть еще, к примеру, старые платы, подкладки от покровцев, обветшавшие напрестольные облачения...

Автор:  fr_incognito [ 04 окт 2011, 21:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Уважаемый Евгений Сергеевич! Перед тем, как задать на этом форуме вопрос-консультацию о благочестии, подумайте, смогли бы вы этот вопрос задать лично Христу. Спросить у воскресшего Господа небес и земли какую-то чухню о бутылках, пробках, маслах и пепле. Неужели вы думаете, что Ему это важно? Неужели непонятно, что Ему гораздо важнее, чтобы мы все боролись с гордыней, религиозным фанатизмом, своей похотью и злостью, с нелюбовью.
Вопросы о том, можно ли касаться или нет жертвенника и Престола, можно ли читать Писание сидя, как утилизировать испорченные просфоры и т.д. оставляйте своей совести. Как она Вам подскажет - так и поступайте.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 04 окт 2011, 23:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Максим писал(а):
Ну, кроме оберток от свечей есть еще, к примеру, старые платы, подкладки от покровцев, обветшавшие напрестольные облачения...

Максим, когда создавались правила о сжигании всяких ветхостей, человечество шло по пути наименьшего сопротивления, т.к. жило в мире печей, каминов, очагов, жаровен и т.п. Они были везде и всюду. А централизованного вывоза мусора с его последующей утилизацией у человечества не было.
У нас же всё ровно наоборот, и это нужно хорошо понимать.

Автор:  Толстый падре [ 05 окт 2011, 08:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Стеклотару, лампочки, и прочее надо кидать в мусорку. Если смущают этикетки-то просто не берите товар ( в частности вино) с такими наклейками, или покупаем вразвес.
Насчет же платов, и прочей служебной святости я не соглашусь с о. Стефаном. Старец Паисий Святогорец (не помню в каком томе, кажется во втором) говорил про это. И привел пример как одна женщина забесновалась после того, как помыла лампадку в каналью (хотя может там были и иные причины столь прискорбного проишествия). Я вот например все это сжигаю, а затем просто выкидываю пепел в мусорку. Крови капли на плате уже сгорели. Но если есть при храме специальная святая помойка, то пепел именно от платов, облачений, илитонов все-же лучше кидать в нее. Насчет же записок можно не заморачиваться. спалили и в мусорку. Я так думаю! (с)-Фрунзик Мкртчан) (с кавказским акцентом) 8)
PS. Лампады советую вытирать туалетной бумагой. она хорошо впитывает. А затем сжигать эту бумагу.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 05 окт 2011, 10:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Иеромонах Поликарп писал(а):
есть при храме специальная святая помойка

Святая помойка, моли Бога о нас! Я, батюшка, ни разу не геронтофил, и старческие истории про то, как "некая жена, не вполне благочестивой жизни, поддалась диавольскому наущению" (рассчитанные на таких же жен), меня не впечатляют. Установление причинно-следственной связи между подобными явлениями вышеописанным способом напоминает мне старый анекдот про разговор в очереди на прививку:
- Ерунда все эти прививки. Один мой знакомый сделал себе прививку, и по дороге домой сломал ногу.
- Вполне возможно, ведь сыворотка действует не сразу.
Будьте детьми по сердцу, а не по разуму, и не подменяйте содержания Христовой проповеди "преданиями старцев".

Автор:  Павло [ 05 окт 2011, 10:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Насчет различных священных предметов, вышедших из употребления по причине ветхости, как то: иконы, платы для причастия, покровцы, книги, то их, полагаю, все же нужно сжигать.
Согласитесь, о.Стефан, к примеру, старое не подлежащее ремонту Евангелие, как-то нехорошо просто взять и выкинуть на помойку.
Насчет эпохи печей и жаровен подмечено было верно, но кто мешает иметь при храме специально для этих целей скажем камин?
Что касается бутылок, пузырьков, масла из лампад, старых половых тряпок, которыми мыли пол храма и т.п. - тут заморачиваться не следует: совсем не та это святыня.
К примеру, освященной водой мы кропим везде и на землю тоже, но никому не приходит в голову после этого снимать слой земли и сжигать ее. В же понимаете, Евгений Сергеевич, абсурдность этого, хотя ведь никто не сомневается в том, что вода освящена.
Иконки от прихожан, а так же испорченные просфоры, от них, - не принимать.
Коль человек имел в своем обладании святыню, он за нее САМ и отвечает. Поэтому, как и где их сжечь пусть так же решает САМ.
(Я бы лично запретил печатать эти бумажные иконки, которые непонятно для чего предназначены)
И вообще, почему такие элементарные вещи Вы не спросите у своего священника?

Автор:  Евгений Сергеевич [ 05 окт 2011, 15:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Цитата:
И не надо, прошу вас, приплетать сюда Серафима Саровского.


Почему же не надо? Это слова из книги Федченкова "Всемирный светильник Преподобный Серафим Саровский". Вот цитата: "Даже вытирая пыль и выметая сор из храма Божия, не должно бросать его с небрежением и куда попало: “Токмо прах Храма Божия, свят уже есть”. И воду сливать тоже нужно в особое чистое место." По-моему, недвусмысленно показано отношение батюшки Серафима к храму и всему, что в нем. И здесь вопрос не об утилизации мусора, а о воспитании благоговейного отношения к храму. Конечно, "путь разума в поисках истины" (с) очень важен, но всегда есть опасность впасть в крайности, причем как в одну сторону, так и в другую. Можно, конечно, взять и просто выкинуть старое облачение престола, но потом кто-нибудь подберет его и будет в качестве коврика для обуви использовать, или машину протрет. Оно может и не критично, но если бы верующий человек это увидел, думаю, покоробило бы как минимум. Или если не сжигать записки, а просто выбрасывать - мусорная машина поехала, записка выпала на дорогу, люди по ней ногами ходят - тоже некритично, но тоже весьма неприятно.

Цитата:
Перед тем, как задать на этом форуме вопрос-консультацию о благочестии, подумайте, смогли бы вы этот вопрос задать лично Христу. Спросить у воскресшего Господа небес и земли какую-то чухню о бутылках, пробках, маслах и пепле. Неужели вы думаете, что Ему это важно? Неужели непонятно, что Ему гораздо важнее, чтобы мы все боролись с гордыней, религиозным фанатизмом, своей похотью и злостью, с нелюбовью.


Это не консультация о благочестии, а прежде всего просьба поделиться собственным опытом по утилизации отработавшего материала. Я думаю, для Господа все не важно, кроме человеческой души, но для нас, людей, важно все, что позволяет эту душу воспитывать. А бес, как известно, в деталях. Сегодня записку на помойку выкинул, завтра - потрепанное Евангелие, а послезавтра?
Кто же спорит, что борьба с гордыней важнее несожженной записки? Но помимо этого у священно- и церковнослужителей есть и задачи по решению бытовых вопросов богослужения и церковно-приходской жизни, один из которых я и поставил.
Конечно, сжигать пластиковые бутылки неправильно хотя бы потому, что при сжигании выделяются токсичные вещества. Да и стеклянную бутылку из под вина сжечь будет непросто. Но везде же нужно искать золотую середину, и если есть возможность сжечь то, что вынесено из храма, то почему не сжечь?

Цитата:
Иконки от прихожан, а так же испорченные просфоры, от них, - не принимать.
Коль человек имел в своем обладании святыню, он за нее САМ и отвечает. Поэтому, как и где их сжечь пусть так же решает САМ.


Было бы здорово, если бы люди сами отвечали за тот склад икон, которые они насобирали после многочисленных паломнических поездок. Но как быть, если люди все это просто складывают в притворе храма или на подоконниках и уходят? Не сторожа же к каждому подоконнику приставлять.

Цитата:
И вообще, почему такие элементарные вещи Вы не спросите у своего священника?


Потому что хочется узнать, у кого как принято. Вещи далеко не элементарные, как показала даже эта ветка форума - кто-то просто выбрасывает вещи из храма, кто-то сжигает, потом выбрасывает пепел. Мы в нашем храме, как я уже написал, закапываем пепел - наверное, прежний настоятель ввел такую традицию.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 05 окт 2011, 15:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Не надо потому, что сам преподобный ничего не писал, и все его слова известны нам только через третьих лиц, не всегда адекватных. Но даже если предположить, что это в точности его слова, следует понимать, что Серафим Саровский славен отнюдь не своим отношением к церковному мусору, и его мнение может иллюстрировать его собственное благочестие, на порядок выше того, что являют лучшие из нас. Хотите исповедовать святость алтарных уметий - извольте и жить так, как жил преподобный, которому не приходилось сталкиваться с практической проблематикой этого вопроса. :)
Далее, никто не говорит, что старые облачения и т.п. надо "просто взять и выбросить". Получается, что либо Вы спорите с выдуманным оппонентом, либо используете не совсем достойный полемический приём доведения предложенного мнения до абсурда. Речь, между тем, идёт всего лишь о том, что рассуждать и поступать нужно здраво, отнюдь не по букве.

Автор:  Евгений Сергеевич [ 05 окт 2011, 16:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Простите, отец Стефан, может я неправильно Вас понял, но на замечание
Цитата:
Максим писал(а):
Ну, кроме оберток от свечей есть еще, к примеру, старые платы, подкладки от покровцев, обветшавшие напрестольные облачения...

Вы ответили:

Цитата:
Максим, когда создавались правила о сжигании всяких ветхостей, человечество шло по пути наименьшего сопротивления, т.к. жило в мире печей, каминов, очагов, жаровен и т.п. Они были везде и всюду. А централизованного вывоза мусора с его последующей утилизацией у человечества не было.
У нас же всё ровно наоборот, и это нужно хорошо понимать.


Поэтому никаких выдуманных оппонентов я не создавал. Я скажу больше, я не искал оппонентов, я хотел лишь выяснить, кто как решает этот вопрос.
И ведь я написал не только об облачениях, но и о несожженных записках, которые легко могут оказаться на дороге при перевозке мусора.

Автор:  Архидиакон Стефан [ 05 окт 2011, 18:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Тяжело поверить, что продумать вывоз и утилизацию мусора так, чтобы на дороге ничего не валялось, является непосильной задачей. Невозможно представить, что объяснить клирикам и прихожанам учение Христа легче, чем запретить нести на сжигание старые бутылки и тряпки. Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет отговорки. Ну, если действительно не по силам, придётся продолжать жечь в бочке и копать ямы вокруг храма, не о чем и говорить было.
А оппонентов Вы находите сразу, как только начинается обмен противоположными мнениями, в этом слове нет ничего страшного или ругательного. :)

Автор:  д.Александр нн [ 05 окт 2011, 22:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Лучший способ избавления от мусора - переработка. Записки (когда много) в мешок и в макулатурку. Бутылки из-под кагора -в стеклотару, стандартные поштучно, нестандартные на вес. А ещё их моют и отдают прихожанам под святую воду (за пожертвования). Для бумажных икон, регламент записок, для пластика -огнь поядающий или (да простят экологи) -по древлему благочестию в яму зарыть. Календари и указания - в утиль. Иконные доски, со стершимися ликами -приобретают антиквары, под новодел. Крестов ломаных серебряных, я по 200-300 гр. в год набираю. И золотых по несколько. В городе так, а на селе, не такая большая проблема, мусор -печка выручит. Ну, а кто не согласен -по слову отца Архиадмина -да вкусит от хлама сего, благодаряще Софрино!

Автор:  иерей Алексей С. [ 06 окт 2011, 10:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Записки, газеты, календари с иконами у нас сжигают сторожа в церковной печке, пепел - в мусорный бак.
Этикетки с иконами, крестами отскребаем,сжигаем, пепел и бутылки - в бак.
Бутылочки полиэтиленовые из-под масла сразу - в бак.
Старые платы, даже тряпочки, которыми собирали рвоту после причастия (и такое бывает), сжигаю сам в ней же, а пепел - в церковный колодец.

Автор:  д.Владимир [ 05 май 2016, 14:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Пепел после сжигания записок

Архидиакон Стефан писал(а):
Православное шаманство какое-то. Откуда вообще взялась эта ерундистика? Ну ладно записки - тут уже никого ни в чем не переубедишь.

А где вообще написано, что записки надо обязательно сжигать?

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/