Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 44 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Богослужение на Троицу
СообщениеДобавлено: 13 июн 2006, 09:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 12:03
Сообщения: 51
Откуда: Г. Самара
Отцы, братья и сестры!
Подскажите, почему в праздник Пятидесятницы литургия соединена с вечерней и все служится утром?

Откуда это пошло и есть ли какое-то этому рациональное обоснование?

И еще, может, кто-то знает, о чем и какой текст длинных молитв Василия Великого во время вечерни в праздник Троицы? (к сожалению, из-за плохой акустики и не совсем внятного чтения, уловить их смысл мне не удалось, но ввиду их коленопреклоного чтения, догадываюсь, что их текст очень важный).

_________________
С наилучшими пожеланиями,
Наталья



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 июн 2006, 10:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 фев 2006, 14:23
Сообщения: 309
Откуда: Из тайги
Ну, собственно, текст можно найти в "Цветной Триоди", в неделю восьмую по Пасхе. В Триоди эти молитвы славянским по белому написаны. Спросите у чтецов Вашего храма эту самую книгу.
И поторопитесь, ибо после недели "Всех святых..." её отдадут в архив до будущего года :D

_________________
Laudetur Jesus Christus !



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 июн 2006, 11:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 21:08
Сообщения: 2012
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Я думаю, что Вам очень поможет книга М. Скабаллановича «Христианские праздники. Пятидесятница». http://www.seminaria.ru/divworks/scabal_pentikost.htm

_________________
Время, проведенное на форуме, в счёт жизни не идёт (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 13 июн 2006, 23:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 май 2006, 13:33
Сообщения: 732
Откуда: Москва
В отношении времени служения вечерни - все очень просто. Ради важности этой вечерни она служится после Литургии , чтобы верующие смогли с большим удобством на ней присутствовать ( а не собираться паки вечером в храм). Это не мое объяснение, а богослужебных указаний на текущий год.
В отношении молитв - долго говорить не буду, действительно, весьма доступно об этом написал Скабланович (хотя можно и просто текст купить и почитать, а еще лучше оригинал). Общее резюме - вся вечерня по большей части посвящена успопшим. И кстати, совершение заупокойного богослужения накануне Троицы также совсем не случайно, Совершенно характерной особенностью третьей молитвы является прошение и за тех, кто находится в аду. единственный раз Церковь дерзает просить у Бога и о них.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 07:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 12:03
Сообщения: 51
Откуда: Г. Самара
диакон Александр Волков писал(а):
Общее резюме - вся вечерня по большей части посвящена успопшим.


Хотелось бы уточнить, насколько уместны в четвертой и пятой молитвах слова об упокоении - именно в воскресенье. Читала, что движение коливадов (преп. Никодим Святогорец и пр.) начиналось именно с протестов против служения панихид в воскресный день. Мы поминаем усопших, причём подчёркиваем, что мы творим им память "днесь" (хотя эта память была уже - литургически - позавчера, в Родительскую субботу). :roll:

И еще, почему эти молитвы посвящены Богу-Отцу и Богу-Сыну,
и нет ни одной молитвы, обращенной к Святому Духу?
Ведь вечерня уже относится именно ко дню Святого Духа? Или, если считать, что она посвящена празднику Пятидесятницы, тогда, в любом случае, должно быть обращение ко всем ТРЕМ Лицам Святой Троицы, т.е. в т.ч. к Святому Духу?

_________________
С наилучшими пожеланиями,
Наталья



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 08:21 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3163
Давайте не будем смешивать коней с людьми в кучу :D
1. Молитвы о усопших никогда не опускаются. Поминовение усопших совершается на каждой Литургии, что совершенно естественно, начиная с проскомидии. Церковь совершает поминовение ВСЕХ своих, начиная с Богородицы... Служение же панихид это совершенно иное.
2. Течение Триодей вообще отлично от миней, к примеру. Если богослужения октоиха начинаются с вечера и заканчиваются утром, то триодные - наоборот. Они начинаются утром и заканчиваются " в той же день вечера".
3. Обратите внимание, что вообще то Церковь не разделяет живых и умерших так, как они разделяются в юридическом плане. Земные поклоны и коленопреклонения, невозможные в воскресные и праздничные дни, начинаются после Входа на Вечерне. Что мы и имеем: первая коленопреклонная молитва совершается по Входе и прокимне.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 15:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 фев 2006, 14:23
Сообщения: 309
Откуда: Из тайги
osta писал(а):
И еще, почему эти молитвы посвящены Богу-Отцу и Богу-Сыну, и нет ни одной молитвы, обращенной к Святому Духу?


:roll:

диакон Александр Волков писал(а):
Совершенно характерной особенностью третьей молитвы является прошение за тех, кто находится в аду. Единственный раз Церковь дерзает просить у Бога и о них


Разве третья молитва не Богу - Духу Святому?
В третьей тоже есть упоминание усопших, во аде находящихся.

_________________
Laudetur Jesus Christus !



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 16:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 май 2006, 13:33
Сообщения: 732
Откуда: Москва
надо ждать отца диакона Желтова. он все объяснит :D



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 20:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
диакон Александр Волков писал(а):
надо ждать отца диакона Желтова. он все объяснит :D


:)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 22:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 апр 2006, 11:43
Сообщения: 464
Откуда: ЛНР
Вот Вам, дорогая Наталья, мнение Алексея Фёдоровича Лосева (правда, не авторизованное - в записях В.В.Бибихина).

...Правда, дух считался сотворённым до 382 года, до второго собора. На Троицын день читаются три молитвы, первая молитва Отцу, вторая и третья Сыну. Следовательно, составлены эти молитвы были ещё тогда, когда Дух понимали эманативно...

На Троицын день в воскресенье иерей в церкви на коленях при открытых вратах в окружении цветов говорит три замечательные молитвы. Причём характерно, эти молитвы возникли ещё до Второго собора... На Втором соборе в 381 году в Символ веры было добавлено: верую в Духа Святого, Господа животворящего... Божеская субстанция Духа была выявлена только на Втором соборе, позже, чем были составлены эти три молитвы.

_________________
Простите и благословите, отцы и братия


Отредактировал свящ. Евгений. Дата редактирования: 14 июн 2006, 22:38.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 22:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 фев 2006, 14:23
Сообщения: 309
Откуда: Из тайги
Так и не понял: есть нынче молитва Богу Духу Святому среди трёх или так и остались две последние Богу-Сыну, по "дособорной" памяти??
Навёл туману отец Евгений :D

_________________
Laudetur Jesus Christus !



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 22:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
свящ. Евгений писал(а):
Вот Вам, дорогая Наталья, мнение Алексея Фёдоровича Лосева (правда, не авторизованное - в записях В.В.Бибихтна).



Совсем не верю, чтобы Лосев мог озвучить подобный неисторический бред:
ни Дух не "считался сотворенным до Второго Собора" (который был, кстати, не в 382, а в 381) - Дух не считался сотворенным даже и в межзаветной литературе, христианство изменило в дохристианской иудейской религиозной мысли в отношении представлений о Духе Божием лишь то, что Дух был опытно узнан как Ипостась;
ни молитвы на Троицу "не возникли до Второго Собора"; возникли они позже - атрибуция их свт. Василию означает лишь константинопольское происхождение молитв (где вообще все атрибутировали вплоть до иконоборческих времен свт. Василию - начиная с чина Крещения и заканчивая этими вот молитвами).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 14 июн 2006, 22:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
_Ильюха_ писал(а):
Так и не понял: есть нынче молитва Богу Духу Святому среди трёх или так и остались две последние Богу-Сыну, по "дособорной" памяти??
Навёл туману отец Евгений :D


Все таки вынужден высказаться - в силу того, что разговор перешел в кощунственную плоскость.

Молитвы Духу Святому нынче нет. Об этом ниже.

"Дособорная память" - это Вы о Втором Вселенском Соборе? Второй Вселенский Собор здесь не при чем, я уже ответил. Я вообще в шоке от приведенной о. Евгением интерпретации. Особенно кощунственно она звучит именно в отношении молитв на память _Пятидесятницы и Сошествия Св. Духа_.

Молитва Святому Духу для коленопреклонной вечерни Пятидесятницы была составлена Патриархом Константинопольским Филофеем Коккином в XIV веке как дополнение к четырем существенно более древним (но все-таки установленным не в IV веке - иначе сохранились бы их следы у нехалкидонитов) молитвам (т. е. тем, что сейчас у нас - а у нас сейчас три блока молитв, первый и второй включают по одной молитве собственно Пятидесятницы + еще по одной молитве из вседневной песненной константинопольской вечерни [остальные молитвы песненной вечерни, которых всего было около 12, читаются ежедневно в качестве семи светильничных молитв плюс главопреклонной молитвы вечерни, а эти в нынешний чин вечерни не входят, зато хоть на Троицу читаются], третий блок включает сразу две молитвы собственно Пятидесятницы + еще одна молитва вседневной песненной вечерни).

У греков это филофеевское дополнение - молитва Св. Духу (логика Филофея ясна: почему Отцу и Сыну молитвы есть, а Духу нет?) - совсем как-то не прижилось, а у нас прижилось - благодаря другу и ученику Филофея, свт. Алексию Московскому. Но при никоновской справе филофеевскую молитву Св. Духу выкинули - как не имеющую соответствия в греческой Триоди, так что она только у старообрядцев осталась.

Итого у всех православных (кроме старообрядцев и единоверцев) сейчас - одна молитва Отцу и еще три Сыну, причем одна из них имеет явно выраженный заупокойный характер (и здесь - связь с Троицкой субботой).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 июн 2006, 00:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 апр 2006, 11:43
Сообщения: 464
Откуда: ЛНР
диакон Михаил Желтов писал(а):
свящ. Евгений писал(а):
Вот Вам, дорогая Наталья, мнение Алексея Фёдоровича Лосева (правда, не авторизованное - в записях В.В.Бибихтна).

Совсем не верю, чтобы Лосев мог озвучить подобный неисторический бред...


Вот ссылка.

В.В.Бибихин Алексей Фёдорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2004. - 416 с.

Цитаты взяты со страниц 205 и 215.

PS Бибихину и Лосеву верю больше, чем Вам, отец диакон. Уж извините.

_________________
Простите и благословите, отцы и братия



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 15 июн 2006, 07:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 май 2006, 00:22
Сообщения: 337
свящ. Евгений писал(а):
Бибихину и Лосеву верю больше, чем Вам, отец диакон. Уж извините.


Во первых, я ответил не голословно - так что здесь нужно сравнивать не мой и лосевско-бибихинский авторитет, а мою и лосевско-бибихинскую аргументацию.

Во вторых, те слова, которые Вы привели, если посмотреть на них не с исторической, научной и т.д., а просто с религиозной точки зрения - ересь и кощунство. Как вообще может православный христианин, тем более священнослужитель, с этим солидаризироваться?



Оценили +1 (всего 2): >>Eugenek_l_a_u_z
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 44 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви