Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 4 сообщений ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 07 янв 2016, 14:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2011, 17:52
Сообщения: 30
С Рождеством Христовым, уважаемые форумчане.

Возник следующий вопрос:

когда навечерие Рождества приходится на будний день (как в этом году, например), после Царских часов служится великая вечерня с ЛВВ. Я читал у о. Михаила Желтова, а также на данном форуме (например, вот здесь: viewtopic.php?f=22&t=562&hilit=%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B5 , пост о. Михаила), что в древности эта служба (вечерня+ЛВВ) и считалась бдением Рождества (и служилась ночью), т.е. ЛВВ - это была именно литургия Рождества, доминанта праздника. Да и по тематике вечерни (по стихирам, по Евангелию) видно, что это, скорее, служба праздника, а не предпразднества. Потом, из-за увеличившагося кол-ва богослужебного материала данная всенощная переехала на вечер, а впоследствии и на утро, присоединившись к Царским часам. В связи с этим возникает вопрос, ответ на который я не смог найти: как относиться к ЛВВ - как к литургии Рождества (при этом литургия Златоуста будет как бы добавочной литургией, "второстепенной") или все-таки как к литургии предпразднества (у Красовицкой, вроде как, написано, что это именно литургия предпразднества, но нелогично это, учитывая, что уже вечерню празднику отслужили)? Вроде бы, согласно историческому срезу, начиная с великой вечерни, мы уже празднуем Рождество, которое фактически имеет два бдения (первое - вечерня+ЛВВ, т.н. древнее бдение и второе, "новое": повечерие+лития+утреня) и две литургии (ЛВВ и Златоуста ночью), причем ЛВВ важнее. Но как-то тогда нелогично получается, что историческая доминанта праздника - ЛВВ, находится где-то посередине (а сейчас даже скорее где-то в начале), а фактическая доминанта - литургия Златоуста, является лишь вспомогательной литургией. Т.е., по сути, можно ли говорить, что, начиная с великой вечерни, мы уже празднуем Рождество, которое растягивается по времени до ночи и состоит из целого набора служб, завершаясь литургией Иоанна Златоуста? То же самое, в общем-то, касается и Великой Субботы - читал статью о. Михаила Желтова на эту тему, но вопрос о том, с какого момента начинается праздник, остается подвешенным.

P.S. Статью о. Михаила про Великую Субботу можно прочитать здесь: http://www.bogoslov.ru/text/399377.html

В частности, там есть такие слова:

"Можно сказать, что в ходе развития православного богослужения Праздник праздников - Святая Пасха - получил не одно, а целых два бдения. Первое - раннехристианское, состоящее по преимуществу из библейских чтений, известно нам как вечерня и литургия Великой субботы. Второе - византийское, состоящее почти исключительно из сочинений христианских авторов (святоотеческих слов и гимнографических произведений), известно нам как Светлая заутреня и литургия Пасхальной ночи."

P.P.S. С правилами форума знаком (я - мирянин, знаю, что: "...здесь неуместны всякого рода консультации мирян с духовенством..."), поэтому перед тем, как создавать тему, испросил разрешения у администрации форума. Так что все законно, просьба не бросаться в меня апельсинами :)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 янв 2016, 19:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 ноя 2011, 15:11
Сообщения: 111
Откуда: Смоленская епархия
Евгений Сергеевич, вы все правильно понимаете, но спрашиваете "как относиться?". Как вообще можно относиться к парадоксальности нашей современной литургики? Что с этими парадоксами делать? И нужно ли вообще что-то делать? А если вы о некоем "внутреннем отношении", то, естественно, тот кто в теме, все правильно понимает и правильно относится.
С Рождеством!

_________________
священник Александр Коржаков.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 янв 2016, 13:36 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 май 2009, 12:33
Сообщения: 677
Откуда: Город портовый
Если судить по современному состоянию, то это всё же предпразднство. Для большинства пост заканчивается только после Златоустовой литургии, все самые торжественные песнопения и праздничные напевы исполняются на "втором" бдении, а анафору всё равно никто не слышит почти. Это как с лингвистическими явлениями - когда-то "ерь" был гласным, следы этого некоторые остались, но в современной практике это как ни крути "мягкий знак".



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08 янв 2016, 13:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 дек 2012, 20:57
Сообщения: 111
Откуда: Московская епархия
Когда-то служил в небольшом домовом храме при одном из лаврских подворий и благочестивый игумен (ныне епископ) благословил служить Всенощное бдение Рождества Христова (служба навечерия в том храме не совершалась) как обычно: вечерня с литией и утреня с полиелеем. В таком случае служба навечерия в будние дни должна состоять из великих часов и изобразительных, что логично и правильно.
P.S. Некоторые ошибки в богослужении настолько прижились и укоренились, что попытка их исправить может привести к обвинению в ереси. Сейчас, к сожалению, больше действует аргумент "так принято", чем разумные доводы "так правильно".



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 4 сообщений ] 


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви