Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 55 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 24 мар 2008, 21:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 мар 2008, 15:10
Сообщения: 1
Откуда: Воронеж
" Исходя из указания Служебника что священник поминает живых и умерших "по имени, на коегождо имя вынимает частицу, приглаголя: "Помяни, Господи", в авторитетном журнале "Руководство для сельских пастырей" в 19 веке был опубликован ответ о том, что частицы должны выниматься за каждое имя индивидуально (см. РДСП 1893 г., т. 2, стр. 181)."-

означает ли это запрет на поминовение множества имен одной частицей?
И если да, то насколько он выражает практику всей Церкви и обязателен для выполнения? Не было ли раньше (или сейчас) в том числе и в других поместных Церквях иной практики?

Вопрос очень важный т.к. богослужение порой в алтаре заменяется сплошным "вынятием" частиц... Кроме того многие священники относятся к этому процессу почти магически...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 мар 2008, 23:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 окт 2006, 21:57
Сообщения: 148
Откуда: Portugalia
В Румынской ПЦ можно вынимать одну только частицу за всех живых, и другую за усопших - и это считается достаточно. В практике же, обычно вынимается по одной частицы на каждой записки, а если их мало, то и на каждом имени.
Что самое главное, в Румынии вообще не слышали о вынимании частиц вечером или неслужащим священником. Это категорически запрещается!
И еще, они ставят частицы за живых и усопших отдельно, не смешивая их.

_________________
Господи помилуй!
http://ru.teologie.net/



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 00:29 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7560
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
Собственно, даже в самом чине проскомидии мы видим, как одна частица вынимается за множество народа.
иеромонах Петр писал(а):
И еще, они ставят частицы за живых и усопших отдельно, не смешивая их.

Это возможно только когда их мало.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 09:57 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3148
Вынимание частиц за каждого в отдельности несколько не сообразуется с современной практикой проскомидии. Если уж мы за святителей вынимаем общую частицу, и за мучеников тоже общую, то почему за всех живых нельзя вынуть тоже одну?

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 25 мар 2008, 12:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 21:08
Сообщения: 2012
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Можно ли проскомисать неслужащему священнику?
Вопрос этот с точки зрения правил церковных должен быть решаем только отрицательно; на практике же допускаются исключения, иногда по прямой необходимости: например, при большом количестве проданных для вынутия просфор ("Церковный вестник", 1898 г., № 5., Ср. "Руководство для сельских пастырей", 1888 г., № 6).

Может ли неслужащий священник помогать служащему вынимать частицы из просфор, подаваемых прихожанами на проскомидии?
Пусть неслужащий иерей или диакон, стоя у жертвенника, прочитывают помянники, произносят имена тех лиц, за которых должны быть вынуты частицы, а служащий иерей, говоря только "помяни, Господи", сам вынимает частицы. И при таком содействии служащему священнику со стороны неслужащего иерея или диакона, вынимание частиц из просфор служащим иереем будет облегчено и значительно ускорено ("Руководство для сельских пастырей", 1887 г., № 6).

Отец Роман, Вы не дочитали "авторитетный журнал". :wink:
Так и во Святой Земле творят, сам служил и видел: толпа читает, служащий "высверливает" копием крошки из просфор.

_________________
Время, проведенное на форуме, в счёт жизни не идёт (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 24 май 2008, 02:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 апр 2008, 13:43
Сообщения: 163
Откуда: Московская епархия, г.Богородск
Вынимаю "маленькие" просфоры на всенощной, а то "расстреляют".
На литургии вынимаю частицы только в рамках проскомидии. Записка=частица, а то на дискосе будет "сугроб"
Записки, поступившие после проскомидии, читаю без частиц.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Славление в конце Литургии
СообщениеДобавлено: 17 июн 2009, 18:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 21:08
Сообщения: 2012
Откуда: г. Ростов-на-Дону
чтец Константин писал(а):
В 9 утра начало проскомидии. Батюшка, совершив положенное у жертвенника, выходит к народу вынимать частички, и поэтому проскомидия бывает долгой, около 40 минут.
Можно подробнее о подчёркнутом?
Подозреваю, что это "Выход с рукой", или "Выход с просфорой", о чём я писал в этой теме (внизу).

_________________
Время, проведенное на форуме, в счёт жизни не идёт (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Славление в конце Литургии
СообщениеДобавлено: 17 июн 2009, 20:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 апр 2009, 22:35
Сообщения: 31
Откуда: С. Петербург
Прочитал по ссылке указанную Вами практику. Чудоковато... Как я понимаю, поминание имён и вынимание частичек тут вовсе происходит вне проскомидии.

Нет, у нас не так. Во время проскомидии батюшка выходит из алтаря к аналою. Предполагаю, что в этом месте: «Таже поминает, и ихже имать живых, по имени, и на коеждо имя взимает частицу, приглаголя: Помяни, Господи, имя рек», поскольку слышу, как перед тем диакон у жертвенника вслух поминает своих близких и родственников. К батюшке подходят прихожане, и сами читают записки, а он за каждое имя вынимает частичку. Батюшка даёт им вынутые две просфорки. По окончании батюшка заходит в алтарь и заканчивает проскомидию. Нас, алтарников, это тоже касается: «Таже диакон, прием кадильницу и фимиам вложив в ню, глаголет ко священнику: Благослови, владыко, кадило».

Особой торжественностью, выходом, держанием просфоры на блюде, и, тем более, вкладыванием денег в руку это не сопровождается.

Если говорить о деньгах, то подозреваю, что это даже "уменьшает доход", поскольку в свечной лавке за записки матушки уж точно денежку возьмут, а тут денег никто ни за что не платит.

Слышал от матушек, что батюшка говорил, что где положишься на Бога и ради Имени Его откажешься от копеечки, Он там покроет нужды. Свечи тоже у нас не за цену, но свечницы говорят, что доход не уменьшился (правда, и не увеличился).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 17 июн 2009, 21:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 21:08
Сообщения: 2012
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Цитата:
"Выход с просфорой" состоит в том, что священник, вместо креста, выходит с просфорой на свободном дискосе и при произнесении подходящими имен поминаемых вынимает из нее частицы.
и
чтец Константин писал(а):
К батюшке подходят прихожане, и сами читают записки, а он за каждое имя вынимает частичку. Батюшка даёт им вынутые две просфорки.
Найдите пять отличий :)
Я разницы не вижу, кроме присутствия дискоса.

_________________
Время, проведенное на форуме, в счёт жизни не идёт (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 18 июн 2009, 00:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 апр 2009, 22:35
Сообщения: 31
Откуда: С. Петербург
deacon Damian писал(а):
Найдите пять отличий :)
"выход с рукой"

1) “священник после проскомидии выходит из алтаря”,
2) “выходит из алтаря … с крестом в руках ”,
3) “Те, которые не успели помянуть, … подходят к священнику”
4) “ целуют крест”,
5) “кладут на блюдо, держимое сторожем, или в руку священника деньги”,
6) “При произнесении прихожанами каждого имени священник осеняет себя крестным знамением, говоря: "Помяни, Господи, раба Божия"”.

Как я понимаю, в этой практике поминовение совершается после проскомидии, и не сопровождается выниманием частичек. Цель же… Видимо, для прихожан: помянуть-таки «на проскомидии», хоть она и закончилась. Ну, а для батюшки… Ошибусь ли, если скажу: «деньги»? Но без осуждения…

"выход с просфорой"

1) “священник, вместо креста …”
2) “… выходит с просфорой на свободном дискосе”.

Во время проскомидии нет момента, где священник выходит с Крестом. Вероятно, оба "выхода" — одна и та же практика, отличающаяся только тем, что во втором случае священник выходит с просфорой, и вынимает-таки частички, но делает это уже по окончании проскомидии.


Потому, "забываем" “пять отличий”, и оставляем три:

1) Практика, упомянутая мной, не нарушает саму последовательность проскомидии,
2) Упомянутые Вами практики совершаются вообще вне проскомидии,
3) И там задействованы деньги.

И немного "поэзии"…
Я думаю, этот вопрос подобен вопросу об общей исповеди: хотелось бы всех исповедовать, но как?!

Слышал про соборную практику проскомидии: на жертвенник высыпается мешок просфор, количество которых определено заранее из опыта востребованности в свечной лавке, и батюшки вынимают их все, поминая "кто помянется", а алтарники отдельно в алтаре или пономарке читают записки. Согласитесь, с небольшими вариациями это общеупотребительная практика.

Но вот другая ситуация: приезжает в гости священник, и не сослужит братии, а стоит у жертвенника, и вынимает, и вынимает, и вынимает частички за знакомых и близких, за духовных чад своих, за тех, о ком попросили его помолиться. Что это? Почему поменялось отношение, когда дело коснулось людей, близких его сердцу?

Я думаю, потому, что после причащения мирян священник со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» вкладывает в потир все вынутые из просфор частицы. Каждая частичка, над которой было произнесено имя, помещается в Кровь Господа, пропитывается Ею. Тут есть врата в магизм, конечно… Но да где их нет?...

Тем не менее, чем принципиально отличается практика чтения записок алтарником или диаконом у жертвенника от чтения записок прихожанами?

Кстати, слышал про другую практику: при начале проскомидии в алтаре ударяют в небольшой колокол, и прихожане в храме начинают сами читать записки. Видел другую практику в очень-очень маленьком домовом храме без иконостаса. Там прихожане (человек 7) подходили прямо к жертвеннику и читали записки. Добавлю, что возвышения там нет, и границы алтарной части весьма условны. Слышал о другой практике в маленьком деревенском храме, когда просфорки подаются вместе с запиской, и относятся алтарником к жертвеннику, и им же выносятся уже вынутые и отдаются прихожанину.

Думаю, нет греха в том, чтобы вынимать частички за каждое имя. А вот вопрос, как это осуществить практически – это уже сложнее. В соборе это просто невозможно. В маленьком же храме, как вариант, думаю, чтение записок самими прихожанами вполне допустимо. Ну а если я ошибаюсь, думаю, Вы меня поправите. :)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 03 авг 2009, 14:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июл 2009, 20:31
Сообщения: 25
Откуда: Северо-Запад
У нас на приходе сущест. практика приношения 40 просфор за кого-либо - соответственно 40 частиц за одно имя сразу!
Настоятель толком не смог объяснить смысл сего - сославшись на "благочестивый обычай".

_________________
Верою разумеваем... (Евр.11,3)


Отредактировал fr.George. Дата редактирования: 03 авг 2009, 21:31.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 03 авг 2009, 14:34 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7560
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
f.Georgy писал(а):
У нас на приходе сущест. практика приношения 40 просфор за кого-либо - соотвественно 40 частиц за одно имя сразу!

Помню, что читал об этом в каком-то сборнике недоуменных вопросов, как об обычае, не имеющем никаких оснований и подлежащем искоренению. Собссно, это и так очевидно. По точным ссылкам на такие сборники у нас о.Дамиан мастер :)

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 04 авг 2009, 21:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 мар 2006, 21:08
Сообщения: 2012
Откуда: г. Ростов-на-Дону
На сколько уместен входящий в богослужебную практику (Кзанской епархии) обычай вынимать на проскомидии сорок частиц из одной просфоры за одно и то же лицо?
Вынутие сорока частиц из одной просфоры предполагает слишком грубое материальное представление о благодати Божией, что будто бы сила и действенность её зависит от того, сколько раз будет совершено известное священное действие. Обычай вынимать сорок частиц из одной просфоры за одно и то же имя, развившись и укоренившись, может сопровождаться некоторыми неудобными последствиями: тогда нужно будет заводить очень большие дискосы и чаши и всыпать в потир множество частиц для напоения их Кровию Христовою, и священнику очень трудно будет потребить оставшиеся св. Дары со множеством частиц, напоенных Кровию Христовою ("Руководство для сельских пастырей", 1886 г., № 44).
А если 40 частиц из 40 просфор Х N-ую стоимость просфоры = не только "слишком грубое материальное представление о благодати Божией", но и реальный, материальный заработок :)

_________________
Время, проведенное на форуме, в счёт жизни не идёт (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 11 дек 2009, 12:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 июл 2007, 20:02
Сообщения: 7
Отцы, а допустимо- ли, без видимой нужды в том, поминать заказанные на проскомидию имена о здравии и за упокой в момент вынятия еще только богородичной просфоры? Я считаю, что нужно как в служебнике указано- на четвертой просфоре после слов" помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея". Тем более на коллективное прочитывание у нас уходит не более 2-х минут пока батюшка "высверливает" крошку:)

_________________
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
(2Кор.1:3)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О проскомидии
СообщениеДобавлено: 12 дек 2009, 11:01 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2005, 19:33
Сообщения: 3148
Не могу въехать в суть вопроса. Речь идет о чем? О совершении проскомидии иереем и диаконом? Если честно, рубрики служебника игнорируют диакона, предлагая ему лишь начало и каждение. Вообще то, по логике, если позволять диакону поминать, то почему запрещать иному священнику вынимать частицы?
Да и неинтересно это. Вынимать нельзя, но в случае нужды - можно))) Логика железная.

_________________
Если точно знаешь, кто виноват – не выдавай себя.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 55 сообщений ]  На страницу 1, 2, 3, 4  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви