Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 52 сообщений ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 авг 2011, 00:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7600
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
Я вижу, что тема ушла в полный офтопик и уже должна называться "Как часто надо исповедоваться верующему". Чтобы исключить дальнейшие спекуляции на тему подаяния помощи свыше и святоотеческого опыта ежедневной исповеди, считаю необходимым провести маленький ликбез.
Первое: мы не можем говорить за Бога, подаёт Он какую-то помощь при этих исповедях, или только тоскует вместе с пастырем, вынужденным всё это слушать. Говоря о получаемой в исповеди помощи в борьбе с грехом, оо. свидетельствовали о своём личном опыте, и любой механистический подход в этом вопросе для нас непозволителен. Даже при соблюдении всех внешних правил совершения исповеди для обычного человека физически невозможен такой накал внутренней духовной работы, о котором мы что-то читаем в патериках и преподобнических наставлениях. Соответственно, при отсутствии реального опыта постоянного предстояния пред Богом не приходится ожидать и плодов в виде "метании" (почему-то постоянно транскрибируемой как "метанойи") или какой-то действенной помощи, приходящей от Бога.
Второе: сам опыт ежедневной исповеди, на который мы привыкли ссылаться, говоря о желательности исповеди как можно более частой, совершенно чужд общецерковной традиции и является чисто монашеским духовным деланием, да и то с большими оговорками, потому что для этих спиритуальных экзерсисов надобен подлинный старец, а не духовный младенец, назначенный на его место в виду наличия у последнего долгой бороды и отсутствия более достойных кандидатур. Инок рассказывает своему духовному наставнику свой день: что делал, куда ходил, куда смотрел и о чем думал (столь любимое младостарцами откровение помыслов), по возможности отказываясь при этом от самостоятельной оценки своих поступков (дабы не согрешить своеволием, самомнением и т.п. - отсечение воли является частью воспитательной программы). И, слушая своего ученика, наставник сам говорит ему, где тот согрешил, как этого следует избегать и т.д. Согласитесь, что лишь при таком подходе ежедневная исповедь действительно и имеет смысл, а такой подход осуществим разве что в какой-нибудь нитрийской пустыни.
Все недоумения наши по этому вопросу вызваны отсутствием непрерывного духовного опыта - нарукополагали неофитов, а тем, кроме как к книжкам со святыми чудесатостями, и обратиться не к кому за помощью и наставлением. Начитаются без разбору древлих лествиц и нынешних пастырских опусов, и запускают свой конвейер по производству духовных инвалидов. Тут и "генеральные исповеди" и прочие сомнительные практики, о которых нужно говорить отдельно, да и не мне.
В общем, я бы подытожил так: причащаться нужно как можно чаще (само участие в службе должно подразумевать причастие), а исповедоваться - по мере надобности.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2011, 14:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:49
Сообщения: 468
Архидиакон Стефан писал(а):
В общем, я бы подытожил так: причащаться нужно как можно чаще (само участие в службе должно подразумевать причастие), а исповедоваться - по мере надобности.

Продолжая вашу логику, отче, скажу, что частые исповеди порой приводят к тому, что у человека наступает внутреннее расслабление, он начинает считать грех нормальным, повседневным явлением. Ну а как иначе, если исповедуешь, например, "невнимательность на молитве" по каждую неделю(попробовали бы исповедующие батюшки прочесть со внимаем правило ко причастию, а если отвлекались умом, то не допускали бы себя до евхаристии без исповеди, как учат мирян).
Впрочем, я не думаю, что о. Рустику тут стоит что-то объяснять: став пресвитером, он после первой тысячи исповедей и сам все поймет, а если не поймет, то тем более уж бесполезно что-то объяснять в интернете:)
Самым же забавным является то, что порочная практика неразрывной связи евхаристии и исповеди перешла из русской церковной действительности и в эту тему :) :) :)

_________________
Создавший меня без меня, не спасет меня без меня (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2011, 20:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 04 фев 2010, 20:07
Сообщения: 148
Эта практика - мню - полезна или неполезна в каком-то случае, обязательна для кого-то или затруднительна и т. д.
Но - порочна! Это Вас несколько... занесло. :|
Простите :oops: за офф-как его... Люблю многоточия...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 авг 2011, 21:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:49
Сообщения: 468
Не соглашусь с Вами, отче. С точки зрения богословия литургии, каждый участник Евхаристии вкушает от Трапезы. Во многом этому препятствует обязательность исповеди (я здесь говорю не о неофитах, а о воцерковленных и адекватных христианах). А еще хуже, когда исповедь идет во время литургии:((

_________________
Создавший меня без меня, не спасет меня без меня (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 07:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 июл 2011, 16:00
Сообщения: 35
исповедь всегда является обязательством к Таинству причащения, вот мы поэтому и ушли от темы.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 10:24 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7600
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
Ув.Феодот, исповедь стала обязательным обременением, предшествующим причащению, в тот период русской церковной истории, когда говели и причащались раз в году. С одной стороны, мы не находим аналогичных практик у других поместных церквей, с другой, современные попытки сделать причащение и для мирян неотъемлемой частью богослужения (как это, по идее, и должно бы было быть) сталкиваются с инерцией предшествующей традиции. О том, как её следует преодолевать, и стоит говорить, а если Вас устраивает это "всегда является", то и причащаться следует раз в году, чтобы соответствовать традиции. Насколько я знаю, никогда в церковной практике не было этого странного явления - постоянной беготни к духовнику (или, скорее, так называемому духовнику) с перечислением всякого вздора.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 10:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2009, 10:54
Сообщения: 823
Откуда: Тольятти
Архидиакон Стефан писал(а):
Насколько я знаю, никогда в церковной практике не было этого странного явления - постоянной беготни к духовнику (или, скорее, так называемому духовнику) с перечислением всякого вздора.
Ув. отец архидиакон, не стоит обобщать. Безусловно, существует немалое количество нео- и старо-фитов, которые действительно несут всякий вздор, типа "срывания колосьев в субботу", но ведь есть и многие такие, кто приходит действительно очищать свою совесть. Зачем косить всех под одну гребенку? Тем более мы с Вами в силу своего сана не обременены таким трудом, как ежедневное прослушивание "всякого вздора" перед исповедальным аналоем.
А вот по поводу обязательности-необязательности исповеди перед Причащением с Вами соглашусь. Исповедь нужна по мере необходимости, но эту необходимость должно определять только индивидуально с духовником, как и периодичность Причастия. Иначе возникнут две крайности, например:
К Таинству Причащения подходят два человека: беременная женщина на последнем месяце, которой в эти дни духовник благословил причащаться ежедневно вплоть до родов, и молодой человек, который пришел очиститься от накопившихся грехов, искренне раскаяться в них, и соединиться со Христом в Таинстве Причащения.
1. При условии обязательности исповеди перед каждым Причащением у данной женщины возникнет необходимость думать, "что-то надо сказать все-таки батюшке, а вроде ничего такого за день не нагрешила", и она начинает сочинять действительно "всякий вздор". Для галочки. Здесь исповедь может быть даже в осуждение. Зато молодой человек с радостью очистится от всех духовной грязи, и с облегченной совестью подойдет к Чаше.
2. А при условии необязательности исповеди ежедневно причащающаяся женщина будет испытывать только радость и спокойствие, но у молодого человека могут возникнуть проблемы: где же исповедальное аналое и батюшка, подходить поборов свой стыд и все-таки исповедаться, или оправдать его "необязательностью" исповеди, и т.п.

_________________
Господь дал нам двое ушей и только один рот для того, чтобы мы говорили вдвое меньше, чем слушаем (с)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 14:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 июн 2010, 12:49
Сообщения: 468
Феодот писал(а):
исповедь всегда является обязательством к Таинству причащения, вот мы поэтому и ушли от темы.

Если ваша церковь берет свое начало при Петре Великом, то, конечно, всегда.
Исповедь и Причастие НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом. Читайте Шмемана, Зизиуласа, Афанасьева и других.

_________________
Создавший меня без меня, не спасет меня без меня (с).



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 17:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2008, 16:20
Сообщения: 127
Откуда: Московская область
fr_dionisius писал(а):
Исповедь и Причастие НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом. Читайте Шмемана, Зизиуласа, Афанасьева и других.


Отче, первое предложение вытекало бы из второго и было бы по праву утвердительным (да еще с БОЛЬШИМИ буквами), только в том случае, если бы означенные господа из второго предложения были к Святым Отцам причислены...

Ну надо ведь как-то в почитании Шмемана, Афанасьва и иже с ними какую-то хотя бы умеренность соблюдать, иначе слишком уж в глаза это бросается...



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 17:21 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 сен 2010, 03:24
Сообщения: 110
А есть ли какие исторические исследования на тему, когда и где связка Исповеди и Причастия появляется?

_________________
"Каждый должен получать то, что он должен! Если бы нас не было, то мы просто-напросто не жили бы!" П.Н.Полячкин



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 18:33 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 сен 2006, 11:43
Сообщения: 793
Откуда: Дальнее Замкадье
р.Б. Сергий писал(а):
Отче, первое предложение вытекало бы из второго и было бы по праву утвердительным (да еще с БОЛЬШИМИ буквами), только в том случае, если бы означенные господа из второго предложения были к Святым Отцам причислены...

Ничего подобного, исследователю не обязательно быть св. Отцом, чтобы быть авторитетным.

_________________
Если не сейчас, то когда?



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 авг 2011, 19:12 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 июл 2011, 16:00
Сообщения: 35
Архидиакон Стефан писал(а):
в церковной практике не было этого странного явления - постоянной беготни к духовнику (или, скорее, так называемому духовнику) с перечислением всякого вздора.

fr_dionisius писал(а):
Исповедь и Причастие НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом.

у нас в епархии это нормативная практика



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 сен 2011, 09:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7600
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
И что с того? У нас в стране нормативная практика пилить бюджет и разворовывать казну, и что это доказывает? Ну оставим в покое страну, ладно. Неужели Вы считаете, что если взять какую-то современную местную практику, то её можно безоговорочно принимать за правильную и всегда существовавшую во всей церкви? Ув. Феодот, если Вы так думаете, это означает, что Вы вовсе не даёте себе труда подумать. :)

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2011, 23:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 ноя 2011, 21:59
Сообщения: 27
Отцы В чём вопрос ? когда болит зуб вы спрашиваете выпить ли анальгин или нет.Или может когда загрязните руки думаете мыть или нет . Чем душа хуже рук? когда чуствуешь что нужно так и иди !у каждого по разному ! Вот живая схема!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2011, 23:43 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7600
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
Собственно, Николай, к Вам-то никаких вопросов нет. :) А анальгин давно запрещен во всех цивилизованных странах.

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 52 сообщений ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви