Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 40 сообщений ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 июл 2013, 19:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2010, 20:32
Сообщения: 1159
Откуда: родом из Курска
А чего тут разъяснять - смотрите Служебник. Поминовение имен напрямую предписано после "Изрядно о Пресвятей...". Видимо настоятель так выкручивается из-за большого желания помянуть всех и неподъемного количества имен. У Никольского же сказано о поминовениях в контексте добавления на дискос новых частиц.

_________________
Люди спидом болеют, а я ладан люблю (Архим. Павел Груздев)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 июл 2013, 05:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июн 2006, 10:02
Сообщения: 352
первоначальная практика появления этих "частиц" - служение на многих Агнцах, так что в память кого-то вырезается из приношения ("просфора") агнец, полагается на дискос и впоследствии становится, после преложения Даров, частью Тела Христова. Таково понимание греков и старообрядцев, но у нас никониан вздумалось ограничить освящение хлеба одним только большим вырезанным Агнцем, а "частицы" (которые по первоначальному замыслу такие же Агнцы) освящаются омовением при погружении в чашу. А греки ими причащают, также как и главной частицей. У нас принято вынимать одну частицу из просфоры, из-за множества имен, со словами "о принесших, и иже ради принесоша" и не гудеть благочестиво, имитируя гласное чтение записки, можно просто про себя прочесть.

_________________
Vaia con Dios!



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 июл 2013, 09:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 июн 2013, 20:40
Сообщения: 20
Откуда: Кубань
д.Александр нн писал(а):
Кстати, лет 100 назад, была такая практика -прихожанин покупал за свечным ящиком просфору, прилагал к ней записку и отдавал в алтарь, потом возвращали записку с вынутой просфорой. Долго, конечно.

почему 100 лет назад? у нас так и делается... :oops:



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 сен 2013, 18:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2012, 10:48
Сообщения: 297
Когда просматриваешь служебники ХѴ-ХѴІ веков, создаётся впечатление, что тогда вынимали из каждой просфоры всего лишь одну частицу. Например, так называемая «девятичинная» просфора. Сначала идут перечисления пророков апостолов, святителей и т. д. и только в конце всего списка: «и тако вземлет часть и полагает о левыя страны святаго агнца». То же и «заздравная» и «заупокойная» просфоры: сначала царей (князей), патриарха (митрополита), затем кого хочет живых. «Затем поминает и себе: помяни, Господи, и мое недостоинство…», и только тогда: «и взем часть, полагает на святом дискосе…».

_________________
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.


Отредактировал Поп толоконный лоб. Дата редактирования: 09 сен 2013, 19:58.


Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 сен 2013, 19:14 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 мар 2005, 23:21
Сообщения: 7560
Откуда: Я здесь, я там, я всегда
Простите, а какой смысл вы вкладываете в слово "изучать"? Просто просматриваете тексты, делая выводы только на основании увиденного?

_________________
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость. (Иов 13:5)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 сен 2013, 19:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2012, 10:48
Сообщения: 297
Да, видимо, только просматриваю, стараясь понять: как служили литургию в то время. Простите, не точно выразился. Всё исправил.

_________________
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 09:15 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июн 2005, 10:16
Сообщения: 778
Откуда: где-то в Азии
Согласно Печатнову, знаменитый "Устав Божественной Литургии" свт. Филофея XIV в., легший в основу всех последующих Служебников, предписывает на третьей просфоре не 9 частиц, а 4: за ангелов, за ВЗ праведников, за НЗ святых, за составителя Литургии.
Создаётся впечатление, что затем сначала список святых на этой просфоре удлинили (тот самый единый текст, он же и в старообрядческой версии), а потом "починили" квадрат, но сделали не 2*2, а 3*3. Правда, вышло не вполне удачно - святителя-составителя теперь поминаем дважды подряд.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 10:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 авг 2009, 10:54
Сообщения: 823
Откуда: Тольятти
пресвитер Иоанн писал(а):
...Правда, вышло не вполне удачно - святителя-составителя теперь поминаем дважды подряд.
а когда его память - то трижды :)

_________________
Господь дал нам двое ушей и только один рот для того, чтобы мы говорили вдвое меньше, чем слушаем (с)



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2013, 23:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2012, 10:48
Сообщения: 297
пресвитер Иоанн писал(а):
Согласно Печатнову, знаменитый "Устав Божественной Литургии" свт. Филофея XIV в., легший в основу всех последующих Служебников, предписывает на третьей просфоре не 9 частиц, а 4: за ангелов, за ВЗ праведников, за НЗ святых, за составителя Литургии.
Немного не так. Печатнов пишет (С. 71-72):
Печатнов писал(а):
«Устав» св. Филофея, как и русские дониконовские Служебники предписывают изымать лишь одну частицу за всех святых (кроме Пресвятой Богородицы, в честь которой вынимается особая частица), и по одной на каждое имя поминаемых живых и усопших.
По «Уставу» Филофея, «на третией просфоре глаголет: Силою Честнаго и Животворящаго Креста: Честных небесных сил безплотных: и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже. И тако взем частицу полагает ю: таже глаголет священник коегождо имя живых, и сего взимает частицу».
Св. Симеон Солунский пишет о практике вынимания четырёх частиц за святых: 1) за святых ангелов, 2) за св. Иоанна Предтечу и всех ветхозаветных пророков и праведников, 3) за апостолов, святителей, мучеников и преподобных «со всеми святыми» и 4) за святого дня св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого (в зависимости от того, чья литургия будет совершаться) и «паки [в честь и память] всех вкупе святых».

То есть, по «Уставу» Филофея из 3-ей просфоры вынимается одна частица, а вот Симеон Солунский, действительно, говорит о 4-ёх частицах.
Хотелось бы ещё страничку Служебника поместить, но это потом. Сейчас у меня нет возможности.

_________________
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 сен 2013, 00:00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 июн 2005, 10:16
Сообщения: 778
Откуда: где-то в Азии
Благодарю за уточнение, а то писал по памяти.



Оценили +1 (всего 0): >>
Не оценили -1 (всего 0): >>
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 40 сообщений ]  На страницу Пред.  1, 2, 3


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group



Диаконское служение в Православной Церкви