ДIАКОННИКЪ
http://www.deacon.ru/community/

Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужением)
http://www.deacon.ru/community/viewtopic.php?f=24&t=447
Страница 5 из 5

Автор:  пресвитер Евгений67 [ 26 янв 2013, 16:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Один, ныне покойный, маститый московский протопоп на подобные херувимские изыски клира всегда ответствовал: "Юродство Ваше да помянет...":)

Автор:  б.иером. Кирилл [ 31 янв 2013, 15:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Недавно ехал в воскресенье утром по Рогачевскому шоссе (Подмосковье) и остановился у большого храма, явно не бедного. Когда я вошел, в это время как раз запели Херувимскую. Хор оказался на высоком уровне - видать пели профессионалы. И вот священник, прочитав положенные молитвы у престола, повернулся к народу со скрещенными на груди руками. Хор замолчал. Священник громогласно произнес с расстановкой и, как мне показалось, несколько пафосно: "Простите меня, братья и сестры". И народ, явно заученно и привычно, хором ответил: "Бог тя простит, отче святый, помолись и о нас грешных." Меня этот момент несколько обескуражил. Затем на Великом входе и поминания священником "всех зде предстоящих и молящихся", народ так же дружно произнес: "Священство твое да помянет..." Честно говоря, в первое мгновение мне показалось, что я попал в какую-то секту, так это все было непривычно. Но, это оказались просто такие "местные особенности")). Может там были и ещё какие "особенности". Но, нужно было ехать и я вышел из храма.
В общем, как говорится, "каков поп, таков и приход"...

Автор:  пресвитер Иоанн [ 04 фев 2013, 11:37 ]
Заголовок сообщения:  Re:

Ух ты, тема-то старая, а смысл так никто толком и не разъяснил.
Михаил писал(а):
А какой вообще смысл в этом взаимном поминании?

Открываем книгу: Печатнов В.В. Божественная литургия в России и Греции. М., 2008. С. 166-175.
Печатнов В.В. писал(а):
Поминовения на Великом входе, особенно частные, являются поздним элементом Божественной литургии. Первоначально, как отмечалось выше, «вход Честных Даров» совершался одними диаконами, «ничтоже глаголющими», а хор также в это время молчал. (…) В VI в. была введена Херувимская песнь. С прошествием времени священники начали принимать участие во входе. Это и привело к возникновению обычая, породившего поминовения. Верующие во время Великого входа начали просить священников помянуть их во время приближавшегося евхаристического приношения. Ответ священнослужителей не замедлил появиться, но произносился тихо и не прерывал пение Херувимской. Громкое произнесение фразы «Всех вас да помянет…» засвидетельствовано в рукописях лишь с XII в. Во многих из этих рукописей эту молитву даже предписывается повторять многократно во время шествия Великого входа. Еще позднее, с XIV в., появляются свидетельства о поминовениях императора и патриарха. Однако предстоятель Церкви и глава государства поминались возгласно только когда они сами присутствовали, а в противном случае они поминались тихо. Позднее были добавлены поминовения и других иерархов и правителей, но до эпохи печатных изданий в отсутствие этих лиц они совершались молча. (...)
(с. 169)

…нельзя отрицать, что такие святые Отцы, как Симеон Солунский и, особенно, Николай Кавасила подчеркивают то, как важно просить священников на Великом входе помянуть нас во время евхаристической жертвы. Пишет св. Кавасила:
В это время надобно припадать к ногам священника, прося, чтобы он помянул нас в тех молитвах; ибо нет иного способа прошения, который имел бы столь великую силу и подавал нам столь твердые надежды, как способ, представляемый сею страшною жертвою, которая туне очистила нечестия и беззакония.
Речь здесь, однако, идет о том, что нужно делать верующим во время Великого входа, причем при том способе его совершения, когда процессия проходит через храм посреди народа. И просить священника, по Кавасиле, должно о том, чтобы он помянул нас «в тех молитвах» (εν ταις ευχαις εκειναις). Из контекста ясно, что имеются в виду молитвы «при возношении Даров», то есть молитвы св. анафоры. Таким образом, здесь нет никакого поощрения длинных поминовений во время Великого входа, подобных тем, которые произносятся в греческой практике, да и в известной степени у нас. Также, вслед за проф. архим. Киприаном (Керном), нельзя одобрить практику поминовения священнослужителей на Великом входе народом или алтарниками в алтаре. Хотя молиться за других на литургии можно всем, а в ходатайственных молитвах анафоры, как мы увидим, даже уместно, по смыслу и сложившемуся чину Божественной литургии поминают прежде всего те, кто приносит Святые Дары, и потому слова «Священство твое да помянет Господь Бог…» или им подобные из уст не служащих не имеют в данный момент большого смысла, а лишь привносят совсем неуместный в это время шум. В свете сказанного более литургически и исторически оправданным участием мирян в литургии в данный момент был бы поклон в знак принятия общего поминовения священника или, если это уместно, тихое прошение о поминовении во время евхаристического приношения.
(С. 174-175)

Резюме:
    Поминовение в данный момент службы - не само по себе, оно является обещанием со стороны служащего помянуть на анафоре, после освящения Даров.
    Со стороны неслужащих (хоть пономарей, хоть прочих мирян) неуместны фразы "Священство ваше..." и т.п., а уместно, напротив, "Помяните нас, отцы святии". Или просто поклон.
    Лишний шум - это плохо.

Автор:  Поп толоконный лоб [ 04 фев 2013, 15:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Re:

пресвитер Иоанн писал(а):
Со стороны неслужащих… уместно, напротив, "Помяните нас, отцы святии". Или просто поклон.
В нашем храме в 70-е годы было принято: когда священник возглашал «Вас и всех православных христиан…», весь народ делал земной поклон, и поднимались только, когда хор начинал петь: «Яко да Царя…». Новый священник в проповедях стал порицать этот обычай, говоря: это «хлебопоклонническая» ересь, вы кланяетесь не Истинному Богу, а хлебу и вину, и т. д. И теперь никто не встаёт на колени даже и на ЛПД.
В свете процитированного пресвитером Иоанном:
Печатнов В.В. писал(а):
св. Николай Кавасила писал(а):
В это время надобно припадать к ногам священника, прося, чтобы он помянул нас в тех молитвах
этот обычай не лишен обоснования и вполне уместен.

Автор:  diakon8 [ 05 фев 2013, 12:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

По Великом входе в конце диалога где диакон просит у священника (помяни мя владыко святый) новоиспечённый священник ответил (Ангела хранителя) от чего диакон вошол в ступор ну и все отсюда вытекающее.

Автор:  golovschik [ 08 фев 2013, 22:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Проходя практику в Казанском соборе (Питер), слышал, как один батюшко говорит чтецу-пономарю: "Пчеловодство твое... " 8)

Автор:  О. Румын [ 08 фев 2013, 22:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Ну всё понятно...это были пелевинские персонажи. Фамилия чтеца Азадовский. Его задушили скакалками. Тему можно закрывать.

Автор:  ид. Симеон [ 21 фев 2013, 20:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

На Великом входе - это еще ладно, а вот как быть с моментом после причащения архиерея, когда протодиакон "приглашает" сослужащих: "Архимандрити, игумени, иеромонаси, протоиреи, иереи, архидиакони, протодиакони, иеродиакони, диакони..."?

Автор:  О. Румын [ 21 фев 2013, 23:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Приступать. Есть ешё какие-варианты:)?

Автор:  Диакон Рустик [ 22 фев 2013, 09:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

golovschik писал(а):
Проходя практику в Казанском соборе (Питер), слышал, как один батюшко говорит чтецу-пономарю: "Пчеловодство твое... " 8)

Вы у нас не служили :) "двуарарьное диаконство", "четырёхконечное иерейство", "иеромонахопономарство", "Леонидство" (от имени Леонид), "фельдшерство" и т.д. кому на что фантазии хватит. А на архиерейской, так вообще разгул: "жезлобство", "рипидерство"...

Автор:  Архидиакон Стефан [ 22 фев 2013, 12:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Состязание в хохмачестве объявляется оконченным. Победителям будет объявлено наше неудовольствие.

Автор:  пономарь Владислав [ 01 июн 2013, 20:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

В нашем храме хиротесированных чтецов нет, а и.о.чтецов и пономарей никто не поминает. :(

Автор:  д.Александр нн [ 20 июн 2013, 10:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

О, сие воистину есть великая пичалька! :o
А вот вопрос - надо ли служащему священнику обмениваться "поминовениями" с неслужащими клириками?
Например, с требным священником и/или с диаконом который не служит, а поёт либо пономарит?
И если их обмен репликами со служащим уместен, то уместно ли взаимное поминовение пономарящего диакона с исповедующим иереем?

Митрофорнейший входя в алтарь всегда поминает всех священнослужителей, даже если они на клиросе или и вовсе в народе, надо ли отвечать?

Автор:  О. Румын [ 04 июл 2013, 14:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Ну это такое взаимное "ку" :) У нас алтарничает иногда старшая монахиня, лучше бы она этого не делала, мне одному спокойнее было бы. Так вот, она на ВВ шепчет на весь храм,- "священство твое...", ну я чтоб не зазнаваться вторю,-"монашество твое...". Ей наверное приятно ...

Автор:  Поп толоконный лоб [ 04 июл 2013, 16:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Священство твое... (Взаимное поминовение за богослужение

Только сейчас заметил вопрос:
д.Александр нн писал(а):
…надо ли служащему священнику обмениваться "поминовениями" с неслужащими клириками?
Например, с требным священником и/или с диаконом который не служит, а поёт либо пономарит?
Я обмениваюсь "поминовениями" с неслужащими священником/диаконом только тогда, когда они находятся в алтаре. Если же они на клиросе или же в алтаре, но в другом приделе (вне поля зрения), тогда никаких поминовений. То же если священник исповедует в храме, а диакон — в алтаре или на клиросе, но если они оба в алтаре, тогда они, по обычаю, поминают друг друга.
Кстати, если священники молится в храме за богослужением, то они тоже не поминают ни служащих иереев, ни друг друга.

Страница 5 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/