ДIАКОННИКЪ
http://www.deacon.ru/community/

Скорость богослужения
http://www.deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=1303
Страница 1 из 2

Автор:  Андрей Ф. [ 27 сен 2008, 22:46 ]
Заголовок сообщения:  Скорость богослужения

Всечестные отцы! Допустимо ли служить быстро, при условии хорошей дикции? У меня, лично, еще с семинарии, раздражение от медленного богослужения- пока архиерей повернется, благословит, кажется, проходит целая вечность. Мне кажется, что любая служба, может, за исключением великопостной, должна служиться в пасхальном настроении, с радостью! А аргументы в пользу медленного пения и чтения, якобы торжественности, кажутся надуманными! Читает, бывает, диакон ектению медленно, ты уже и начало прошения забываешь. Вся напускная пафосность, кажется, не соответствует духу древнего богослужения!? Я не за то, чтобы "тараторить", но служить в темпе, чтобы "молитвенная мысль не успевала застаиваться"! :)

Автор:  Архидиакон Стефан [ 28 сен 2008, 00:04 ]
Заголовок сообщения: 

Должна быть золотая середина, её и стоит держаться. Апостол заповедал, что в церкви всё должно быть благообразно и по чину, так вот это благообразие легко нарушить и нарочитой затянутостью, и демонстрацией якобы хорошей дикции.

Автор:  пресвитер Иоанн [ 28 сен 2008, 15:11 ]
Заголовок сообщения: 

Как мне однажды сказали на одном приходе за литургией в будний день: "У нас принято служить компактно". :D

Автор:  Архидиакон Стефан [ 28 сен 2008, 16:48 ]
Заголовок сообщения: 

Кстати, если говорить о конкретных цифрах, то на моей памяти самая быстрая будничная литургия проходила за 45 минут (без сокращений, ессно) - служил священник с псаломщиком. Из чьих-то дневников, то ли о.Шавельского, то ли ещё кого, припоминаю, что в Ставке (1914-16 гг) литургия проходила за 20 минут - это с дьяконом-то. Но там уж без сокращений не обходилось, конечно. На практику Ставки, кажется, ориентировались и кое-где в войсках. Впрочем, время военное...
Из личного опыта заметил, что разница по времени между безобразно загнанной литургией и той же, но служащейся в обычном темпе, ничтожна - 5-10 мин. А больше всего времени занимается затянутым пением и, если таковые имеются, долгой проповедью и исповедью перед причащением - это вообще может затянуть службу с полутора до трёх часов и более. Т.е. "хорошая дикция" здесь не имеет никакого значения.
Но если служба Божия вызывает такое сильное томление, о котором говорилось здесь изначально, то, может быть, и стоит подумать о смене рода деятельности.

Автор:  иером. Феоктист [ 28 сен 2008, 19:33 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
А больше всего времени занимается затянутым пением и, если таковые имеются, долгой проповедью и исповедью перед причащением


Есть ещё любители читать тома записок на сугубой и заупокойной...

Автор:  Архидиакон Стефан [ 28 сен 2008, 20:28 ]
Заголовок сообщения: 

А, точно, про записки я забыл, хотя самое первое клиросное послушание нес в храме, где записки занимали до сорока минут. Певчие на это время шли гулять и курить.

Автор:  протодьякон Владимир [ 29 сен 2008, 00:26 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
А, точно, про записки я забыл, хотя самое первое клиросное послушание нес в храме, где записки занимали до сорока минут. Певчие на это время шли гулять и курить.

Похоже, я в том храме позже пел :)

Автор:  диакон Евгений [ 29 сен 2008, 01:03 ]
Заголовок сообщения: 

о.Андрей, не могу не согласиться с Вами по поводу негативного отношения к медленному призношению ектений, возгласов и молитв.
И Вы правы, что "начало прошения забывашь". И вообще молитвенность, как состояние духа, тяжело совместима с медленным чтением. Мне кажется, медленное чтение затрудняет молитву оттого, что внутренне человек молится "на скорости мысленного монолога" , и, когда скорость чтения церковной молитвы сильно отличается (в сторону замедления и ускорения) от скорости молитвы внутренней, это молитву затрудняет до оставления ее.
А хорошая дикция - несколько другой аспект церковной молитвы, это возможность (не затруднительная) для верующих слухом воспринимать содержание прошения молитвы.
Вы под "быстрой службой" подразумеваете Ваш темп будничной службы?

Автор:  Андрей Ф. [ 30 сен 2008, 23:27 ]
Заголовок сообщения: 

Да, именно темп будничной службы. Воскресные и праздничные службы сильно затягиваются большим количеством причастников, в т.ч. детей. На будних днях у нас постоянный контингент прихожан, и считаю возможным читать ектении быстрее. Насколько известно, скорость восприятия в несколько раз превышает скорость воспроизведения речи. Я не согласен с мнением, что торжественно, значит медленно. Слава Богу, у нас на приходе записки читают вслух только на родительские субботы, а в другие дни поминовение имен вслух не бывает. Тем, наверно, подчеркивается "сугубость" поминовения в родительские субботы.

Автор:  свящ-к Александр [ 01 окт 2008, 16:56 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
Из личного опыта заметил, что разница по времени между безобразно загнанной литургией и той же, но служащейся в обычном темпе, ничтожна - 5-10 мин.

Мы с отцами проверяли - так и есть.На буднях у нас Литургия (без часов) часто служится час, при том без сокращений.Удлиняет службу проповедь, исповедь и количество причастников.О записках не говорю, потому что у нас их на сугубой не читают никогда.
Ектении стараюсь произносить ритмично, но не глотая звуки, не знаю, насколько получается, но прихожане не раз подходили и говорили спасибо за то что "все понятно".В принципе, мы должны осознавать, для кого мы произносим молитвословия.

Автор:  Партизан [ 01 окт 2008, 21:18 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
Кстати, если говорить о конкретных цифрах, то на моей памяти самая быстрая будничная литургия проходила за 45 минут (без сокращений, ессно) - служил священник с псаломщиком. Из чьих-то дневников, то ли о.Шавельского, то ли ещё кого, припоминаю, что в Ставке (1914-16 гг) литургия проходила за 20 минут - это с дьяконом-то.


В 45 минут верю, кажется даже присутствовал при такой, на за 20 минут. не могу придумать таких сокращений... :oops:

Автор:  свящ-к Александр [ 01 окт 2008, 22:27 ]
Заголовок сообщения: 

Партизан писал(а):
В 45 минут верю, кажется даже присутствовал при такой, на за 20 минут. не могу придумать таких сокращений... :oops:

Тоже интересно, что там сокращали.Разве что если ничего не петь, а все читать?Но сомневаюсь, да и зачем?

Автор:  Партизан [ 02 окт 2008, 08:55 ]
Заголовок сообщения: 

Вообще, здесь, кажется, обсуждалось. Митрополит Никодим (Ротов) служил Литургию ежедневно тоже где-то около того...

Автор:  Архидиакон Стефан [ 02 окт 2008, 13:03 ]
Заголовок сообщения: 

Не вижу поводов к недоумению, служба сокращается, по сути, до Евхаристического канона.

Автор:  свящ-к Александр [ 02 окт 2008, 13:06 ]
Заголовок сообщения: 

Архидиакон Стефан писал(а):
Не вижу поводов к недоумению, служба сокращается, по сути, до Евхаристического канона.

Я так и предполагал, в принципе логично, без оглашенных.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/