ДIАКОННИКЪ
http://www.deacon.ru/community/

Два величания
http://www.deacon.ru/community/viewtopic.php?f=3&t=3072
Страница 1 из 2

Автор:  и. Ковальски [ 11 июл 2013, 10:00 ]
Заголовок сообщения:  Два величания

В последние несколько лет в БУ появилась практика при соединении служб нескольким святым указывать два величания. Так было в прошлое воскресенье с празднованием Предтечи и русских святых, пару лет назад видел эту же заметку для Иоанна Богослова и свт. Тихона.
Кто-нибудь так делает? Как на практике это выполнять в условиях нашего сокращения? Такая традиция раньше была?

Автор:  фотина *** [ 11 июл 2013, 10:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Поем подряд два величания, первым - старшего по чину. А в чем сложность?

Автор:  поп Базилио [ 11 июл 2013, 10:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

и. Ковальски писал(а):
Кто-нибудь так делает? Как на практике это выполнять в условиях нашего сокращения?
Ну, у нас так делают сейчас, как раньше было - не знаю.

Св: величание 1
Х: стих избр. пс, величание 1, стих избр. пс, величание 2
Св: величание 2

В это воскресенье ещё и "Ангельский собор" должен был петься, поэтому:

Св: величание Предтечи
Х: стих избр. пс, величание Рус. святых, "Ангельский собор"

Не знаю, насколько это правильно, но у нас как-то так.

Автор:  Толстый падре [ 11 июл 2013, 16:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Если воскресенье - то мы поем подряд два величания, а потом ангельский собор. Если будний - то поочередно со стихами.

Автор:  DniProtos [ 11 июл 2013, 18:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Будний день:
Духовенство 1му святому, круг каждения - 1му святому с избранным псалмом, вернулись с каждения - 2му святому.

Воскресный день:
Духовенство 1 святому, хор 2 святому, "Ангельский собор"

Автор:  Архидиакон Стефан [ 11 июл 2013, 22:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Напоминает языческое отношение к богам, чтобы никого из них не обидеть.
Больше величаний на службе - хороших и разных.

Автор:  Expergefaciens [ 12 июл 2013, 17:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Два величания на службе - нечто относительно новое и для меня не понятное. Как правило, это соединение памяти двух святых имеющих полиелейный (или выше) разряд. Подобное соединение, на мой взгляд, достаточно ущербно, особенно с нынешней практикой "сокращений". Богослужебные тексты в честь какого-либо великого святого частично опускаются всегда ввиду сокращения богослужения, а в рассматриваемом случае то, что осталось, еще раз частично заменяется песнопениями в честь другого святого. Таким образом, страдает и гимнографические образы обоих святых. Получается, что служба как-бы и не одному и не другому. В храмах, где богослужение более регулярно лучше перенести память одного из святых на другой день. Думаю, что большая беда не будет и на других приходах, если память кого-либо перенести на другое воскресение. Практическое исполнение двух величаний встречал лишь по примеру описанным DniProtos, тогда и два сдеальна по полиелеи. Как быть с Евангелием не знаю (два сейчас не читают). Ранее такой традиции не наблюдал. Скорее всего, подобное связано с появлением в месяцеслове множества памятей, имеющих высокий богослужебный разряд. В случае совпадения Вознесения и памяти ап. Иоанна два величания отсутствуют. Полиелейная часть посвящена празднику.

Автор:  Поп толоконный лоб [ 12 июл 2013, 21:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Величания — довольно позднее явление (составление первых величаний приписывается Никифору Влеммиду; ХІІІ век), поэтому Типикон, обычно, ничего не говорит о пении величаний, кроме, пожалуй, позднейшей вставки в конце 2 главы.
При совершении службы двум полиелейным/бденным святым в один день в БУ подчеркивается: «Устав не предполагает пения двух величаний». Даже при совпадении двух двунадесятых праздников (Благовещения и недели Ваий) нужно петь одно величание. Так в Типиконе, в главе «О том же празднице, аще случится (Благовещение) в неделю Ваий» сказано: «Полиелей праздника (т.е. Благовещения)». Отсюда делается вывод, что величание нужно петь только одно — Благовещению (а Евангелие, наоборот, нед. Ваий). Также и в случае совпадения апостола Иоанна Богослова с Вознесением — «Полиелей и седален праздника, и чтение праздника». Т.е. величание праздника Вознесения (одно).
А вот, на 25 января те же БУ указывают два Величания: Богородицы и святаго, ссылаясь на Чиновник Новгородского Софийского собора ХѴІ века. Причем, дается очень странное указание относительно каждения (цит. по БУ 1999, стр. 76): «Во время пения величания Богородицы предстоятель кадит икону только Божией Матери на аналое, затем правую сторону храма и возвращается к праздничным иконам, по окончании избранного псалма — малая ектения, седальны Богородицы по полиелее и чтение Богородицы.
Потом начинают петь величание святителя. Предстоятель, прием кадило, кадит только икону святителя на аналое, а затем левую сторону храма и возвращается к праздничным иконам, по окончании избранного псалма — малая ектения, седальны святителя по полиелее и чтение святителя».
ИМХО, довольно странное указание, не встречал ничего подобного в современной практике.

P.S. В старопечатных (дониконовских) книгах на праздник трех святителей указано три величания (каждому святому отдельное):
1) Величаем тя, святителю отче Василие, иже благочестно церковь Христову, непорочно сохраньшаго.
2) Достойно есть величати тя, Григорие Богослове, глубины Духа изыскавшаго, и доброты вещания приемшаго.
3) Роди вси песньми, поканию проповедника, Златоустаго Иоанна блажим.
В качестве избранного поется 118 псалом на три славы (каждому святому Слава).

Автор:  падре Алессандро [ 13 июл 2013, 14:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

7 июля величание пел одно - Предтече, думаю наверное никто из "русских святых" не обидится. А вообще, в последнее время в БУ часто такое нагромоздят, что бабульки на клиросе за голову хватаются.

Автор:  и. Ковальски [ 14 июл 2013, 17:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Поп толоконный лоб писал(а):
«Устав не предполагает пения двух величаний».

Спасибо за ответ.
Меня, собственно, именно это и смущало, поскольку всегда думал, что два величания вместе не соединяются, всегда выбирается приоритетный святой, которому и служится полиелей. Два Евангелия ведь на утрене не читают?
Впрочем, тут вот открыл Православную Энциклопедию и узнал много нового:
ПЭ писал(а):
В случае необходимости пения 2 разных В. (при соединении служб) 1-е поется со стихами избранного псалма, 2-е, как правило,- на "Слава и ныне".
В старопечатных книгах встречаются указания о порядке пения 2 В. на одной утрене: после полиелея сначала поется 1-е В., потом ектения, седальны и святоотеческое чтение, 2-е В. (начинает петь левый хор), снова ектения, седальны и чтение (напр.: Устав. М., 1610. Л. 127 об.- 128, 165). Иногда указывается петь 2-е В. в др. месте службы, напр. после 3-й песни канона (Там же. Л. 135). В совр. книгах эти указания отсутствуют. В книге «Величания», изданной в Почаеве в 1789 г., 1 янв. указано петь попеременно 2 В. на праздник Обрезания Господня и свт. Василия Великого, чередуя со стихами избранных псалмов (тот же образец в Минеях синодальных изданий встречается в службе 30 авг.- память заключения Ништадтского мира (1721) и блгв. кн. Александра Невского).

Кстати, в той же статье говорится о том, что величания трём святителям были составлены именно как припевы к 17-й кафизме.

Автор:  свящ. Алексей [ 15 июл 2013, 05:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

По наследственной тяге к старому обряду я лично пою несколько величаний, если совпадают праздники или на молебнах.

Автор:  Иерей Максим Плякин [ 16 июл 2013, 02:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

и. Ковальски писал(а):
Два Евангелия ведь на утрене не читают?
Старообрядцы читают. Одно, как и в новом обряде, перед каноном, второе -- после великого славословия, аналогично Великой Субботе. В этом случае сугубая ектения утрени начинается не с "Помилуй нас, Боже", а с "Рцем вси", как на вечерне.

Автор:  и. Ковальски [ 16 июл 2013, 05:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

Иерей Максим Плякин писал(а):
Старообрядцы читают.

А в каких случаях? При двух святых в один день? Можно где-нибудь посмотреть их Устав в удобоваримом виде?

Автор:  пресвитер Иоанн [ 16 июл 2013, 10:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

и. Ковальски писал(а):
А в каких случаях? При двух святых в один день? Можно где-нибудь посмотреть их Устав в удобоваримом виде?

Для начала можно посмотреть в этой статье раздел про XV-XVII века.
Два евангелия читались всегда. Если нет второго повода, то резервное чтение Лк4.

Автор:  Поп толоконный лоб [ 16 июл 2013, 16:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Два величания

пресвитер Иоанн писал(а):
Для начала можно посмотреть в этой статье раздел про XV-XVII века.
Два евангелия читались всегда. Если нет второго повода, то резервное чтение Лк4.

В этой статье речь идет о богослужебной практике XV-XVII века. А мы, если я правильно понял, говорим о современной практике старообрядцев.
Здесь есть краткий устав, написанный Арсением Уральским (недавно канонизирован РПСЦ). Там в частности на странице 109 написано:
Цитата:
На утрени два Евангелия никогда кряду не чтутся. В воскресенье почти всегда Евангелие воскресное, точию на Сретение Господне, и 4 великие праздники Богородицы: Рождество, Введение, Благовещение, Успение, и храму святаго оно уступает место свое, и тогда по антифонах — Евангелие празднику, а воскресное со своими прокимнами чтется по тропаре, который бывает по трисвятом Великаго славословия.
Неции же и великобденным святым: Иоанну Предтече два, Рождество и Усекновение, Иоанну Богослову два, и апостолом Петру и Павлу — читают Евангелие как и храму.

Затем на стр. 163-164 читаем примечание:
Цитата:
Когда в воскресение бывают великобденные праздники, тогда по Великом славословии чтут воскресное Евангелие таковым порядком: конец тропаря… припевают 3-жды… Посем иерей глаголет: Вонмем, и обращся к людем, Мир всем. Лик: И духови твоему. Иерей: Премудрость, вонмем: Прокимен, псалом Давидов, и сказывает рядовый воскресный прокимен, как и по антифонах, и Всяко дыхание да хвалит Господа, и читает Евангелие.
Неции и в седмичные дни также читают два Евангелия на Утрени при двух полиелеосах, тогда перваго полиелеоса Евангелие в ряду по антифонах, а втораго здесь по славословии. Но в воскресныя дни другаго Евангелия обыкновенным полиелеосам на Утрени не бывает.


Таким образом, в современной практике старообрядцев два Евангелия на Утрени бывают довольно редко. Только в те воскресенья, когда в них случится 12-тый Богородичный праздник или храмовой.
И только в некоторых храмах (неции читают) ещё и в великие недвунадесятые праздники, случившиеся в воскресенье, а также в седмичные дни при двух полиелеях.

Ещё можно посмотреть Единоверческий Устав «Ключ к церковному уставу» Сырникова.
Вложение:
Комментарий к файлу: Сырников. Ключ к церковному уставу. Лист 23 оборот (Стр. 57)
Syrnikov_57.jpg
Syrnikov_57.jpg [ 261.89 КБ | Просмотров: 7459 ]

На официальном сайте РПСЦ устав на праздник Казанской иконы Б.М., который в этом году совпадает с воскресным днём, по полиелее указано евангелие воскресное (4-ое)
Цитата:
Пл. Богор., велич. «Достойно есть», пс. избр. «Помяни Господи Давыда». По Пл. сед. Богор. иже по каф., вси по един., сл., иже по Пл. 1-й, и ныне, там же 2-й. Таже антиф. и прок. пред Ев. воскр. 3-го гл. Ев. 4-е, Лк. 112 и пр. обычн.

По великом славословии Евангелие не указано:
Цитата:
По Славосл. троп. «Днесь спасение» и пр. обычн. Отп.: «Воскрес из мертвых, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере…

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/